Введение в системы управления базами данных

         

показывает текущее состояние учебного процесса.



Таблица 4

C (студент) B (предмет) A (Преподаватель)

Иванов Алгебра Шарипов
Иванов Базы данных Пушников
Петров Алгебра Пушников
Петров Геометрия Цыганов
Сидоров Геометрия Цыганов
Сидоров Базы данных Пушников

Таблица 4 Отношение "Посещать лекции" Рассмотрим отношение Таблица 4. Это произведение, содержащее 3*3*3=27 кортежей, можно назвать "Студенты-Лекции-Преподаватели". Множество Таблица 4 показывает текущее состояние учебного процесса. Очевидно, что отношение Итак, факты о ходе учебного процесса удалось отразить в виде двух отношений третьей степени (3-арных), а сами отношения изобразить в виде таблиц с тремя колонками. Удобство использования табличной формы для задания отношения определяется в данном случае следующими факторами:

  1. Все используемые множества конечны.
  2. При добавлении или удалении студентов, предметов, преподавателей просто добавляются или удаляются соответствующие строки в таблице.
Нас сейчас не интересует вопрос, хороши ли полученные отношения. Заметим пока только, что, как показывают следующие замечания, не любую строку можно добавить в таблицу "Посещать лекции". Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить две одинаковые строки, т.к. таблица изображает отношение синтаксического ограничения - такое ограничение задано в определении понятия отношение (одинаковых строк не может быть ни в одной таблице, задающей отношение). Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить кортеж (Иванов, Геометрия, Пушников). Действительно, из таблицы "Читает лекции по…", представляющей отношение семантического ограничения - такое ограничение является следствием нашей трактовки данных, хранящихся в отношении (следствием понимания смысла данных).

Содержание раздела